Зе́ман Карел (Zeman) (1910-1989), чешский кинорежиссёр. Один из зачинателей (с 1943) чехословацкого кукольного фильма: «Рождественский сон» (1945), «Барон Мюнхгаузен» (1962), «Хроника шута» (1964), «Сказки тысячи и одной ночи» (1975), «Сказка о Гонзике и Марженке» (1981) и др. Работы Земана отличаются яркой изобразительностью и высоким мастерством.
* * *
ЗЕМАН Карел - ЗЕ́МАН (Zeman) Карел (3 ноября 1910 - 5 апреля 1989), чешский кинорежиссер, вместе с Герминой Тырловой и Иржи Трнкой (см. ТРНКА Йиржи) создавший чешскую кукольную мультипликацию. С детства увлекался кукольным театром. Окончил коммерческое училище, затем учился на курсах рекламной графики, работал декоратором витрин. Позже Земан отправился во Францию и поступил в Парижскую Художественно-промышленную школу, где он впервые увидел рисованные мультипликационные фильмы. В 1942 Земан в городе Злине (Чехия) начал работать в киноателье, где уже снимала свои кукольные фильмы Гермина Тырлова и куда вскоре переберется Иржи Трнка. Первой работой Земана был «Рождественский сон», в котором он попробовал соединить графику и кукол с живой исполнительницей. Фильм пришлось снимать дважды - негатив первого варианта сгорел во время пожара 1943, и вторую версию Земан закончил лишь в 1945 (премия МКФ в Канне, 1946). В 1947-49 Земан снимает серию сатирических мультфильмов с постоянным персонажем - паном Прокоуком: «Пан Прокоук - бюрократ», «Пан Прокоук в искушении», «Пан Прокоук - изобретатель», «Пан Прокоук снимает». Позже Земан, уступая просьбам зрителей, вернется к этому персонажу и в 1955 снимет фильм «Пан Прокоук - друг животных», а потом - «Пан Прокоук - детектив» и «Пан Прокоук - акробат», но к этому времени персонаж ему окончательно надоест и он будет всеми силами стараться от него отделаться.
В 1949 Земан переключился на совершенно другую работу и поставил «стеклянный» фильм «Вдохновение» с фигурками из цветного стекла. В 1950 снял фильм «Король Лавра» (премия МКФ в Карловых Варах). Затем Земан снял фильм «Клад Птичьего острова» (1952), где соединил графическую и объемную мультипликацию. Следующие его фильмы, не считая вынужденных возвращений к Прокоуку, были трюковыми и комбинированными - «Путешествие в доисторические времена» (1956, премия за детский фильм на МКФ в Венеции), «Губительное изобретение» / «Тайна острова Бэк-Кап» (по роману Ж. Верна «Лицом к знамени», 1958), «Барон Мюнхгаузен» (1961, премия МКФ в Локарно), «Хроника Шута» (1962), «Похищенный дирижабль» (1966) и «На комете» (1970) (оба фильма по мотивам романов Ж. Верна). В начале 1970-х годов Земан перенес тяжелую болезнь глаза и лишь после сложной операции начал медленно выздоравливать. Ослабевшее зрение не позволяло ему вернуться к прежней сложной технике, и он начал осваивать новую область мультипликации. В следующей его работе - сериале о приключениях Синдбада-морехода «Сказки тысячи и одной ночи» (1972-74) - действуют плоские марионетки. В 1977 Земан снял цветной полнометражный рисованный фильм «Ученик чародея», в 1981 - «Сказку о Гонзике и Марженке» (по мотивам чешской народной сказки).